Хватит вводить исходный код вручную

Введение в ускоренное создание исходного кода без лишнего ввода с клавиатуры с помощью NetBeans 4.0.

Предисловие

Знаете ли вы, что клавиши на стандартной клавиатуре нарочно расположены так, чтобы снизить скорость печати? Это действительно так. Стандартная раскладка, называемая также раскладкой QWERTY, первоначально была создана, чтобы не позволять машинистам достигнуть скорости печати, при которой сталкивались бы литерные рычаги.

Это лишь одна из множества причин не вводить исходный код вручную или, выражаясь точнее, одна из причин позволить среде IDE NetBeans формировать исходный код автоматически. В этой статье приведен ряд советов по более быстрому написанию исходного кода с помощью среды IDE NetBeans 4.0 при минимальном вводе с клавиатуры.

Советы

Совет 1: используйте сопоставление слов

После ввода слова в исходном файле его можно повторно ввести в любом месте текста: просто вводите первые несколько букв и нажмите CTRL+K. Эта функция называется сопоставлением слов и принцип ее действия заключается в поиске слов, начинающихся с введенных букв. По сочетанию клавиш CTRL+K выполняется поиск выше по файлу, а по CTRL+L — ниже по файлу.

После написания следующего цикла for:

for(Person person : personSet) {

}

который совершает итерацию по множеству person, можно разместить курсор между фигурными скобками и ввести "pe", а затем нажать CTRL+K. Будет немедленно предложено слово "personSet" как ближайшее слово, начинающееся с "pe", а при повторном нажатии CTRL+K будет предложено слово "person", т.е. следующее слово.

В этом особом случае фактически даже не нужно вводить "pe" — достаточно просто нажать CTRL+K внутри цикла, чтобы автоматически вставить идентификаторы "personSet" и "person": это возможно, поскольку эти два идентификатора являются первыми двумя словами по направлению к началу исходного файла. Однако, если бы между началом цикла и курсором было десять слов, при нажатии CTRL+K пришлось бы прокрутить эти десять слов, прежде чем очередь дошла бы до "personSet" и "person". В этом случае ввод "pe" перед нажатием CTRL+K позволяет пропустить все слова, не начинающиеся с "pe".

Если случайно выбрано слово дальше требуемого из-за лишних нажатий CTRL+K, просто нажмите CTRL+L несколько раз до возврата к пропущенному слову. Наконец обратите внимание, что эта функциональная возможность работает с любыми типами файлов; она весьма удобна при работе с файлами XML, где с ее помощью можно вводить имена тегов, уже присутствующих в файле.

Совет 2: создание макроса идентификаторов

Длинные идентификаторы повышают читаемость кода. Бывает непросто вспомнить, что идентификатор "i" означает экземпляр типа "Invoice", а не "Iterator" или "ItemListener", особенно в длинных методах; если бы не набор текста на клавиатуре, лучше было бы использовать идентификатор "invoice". Если бы в среде IDE NetBeans автоматически подставлялось слово "invoice", не было бы необходимости использовать "i". В этом разделе рассматривается макрос, который позволяет этого добиться.

Представим, что курсор размещен непосредственно после "Invoice" (позиция обозначена символом "|") в коде ниже:

public class Order {
	public void setInvoice(Invoice |) {

	}
}

При срабатывании макроса автоматически вводится текст "invoice" в соответствии с типом "Invoice", который уже присутствует в коде. Макрос просто вводит предыдущее слово и изменяет регистр первой буквы на строчный. Теперь, когда в первый раз слово "invoice" введено автоматически, можно использовать сопоставление слов (ALT+K), которое рассматривалось в первом совете, для повторного ввода идентификатора.

Для создания макроса необходимо выполнить следующие пять действий:

  1. Выберите пункт меню "Сервис > Параметры"
  2. Разверните узел "Правка", а затем "Параметры редактора"
  3. Выберите "Редактор Java"
  4. Найдите в правой половине окна свойство "Макросы" и нажмите кнопку "..." справа.
  5. Добавьте макрос с именем "Ввод имени идентификатора по предыдущему слову", состоящий из следующего кода макроса (просто скопируйте код отсюда):
    selection-previous-word copy-to-clipboard
    caret-next-word " " paste-from-clipboard caret-previous-word
    selection-forward to-lower-case caret-next-word
    

Наконец нажмите кнопку "ОК" в окне "Макросы" для закрытия, однако оставьте открытым окно "Параметры" — оно понадобится для создания сочетания клавиш для вызова нового макроса:

  1. Откройте окно "Сочетания клавиш" нажатием на кнопку "..." свойства "Сочетания клавиш".
  2. Щелкните "Сортировать по имени" и выберите новый макрос, который присутствует в списке под именем "macro-Ввод имени идентификатора по предыдущему слову".
  3. Добавьте сочетание клавиш "ALT+N" кнопкой "Добавить".

При создании макросов обычно используется функциональная возможность записи макросов, позволяющая записывать манипуляции мышью и клавиатурой, сохраняя их в качестве макроса. Однако макрос, показанный здесь, содержит действие "to-lower-case", которое пока что невозможно выполнить путем манипуляции мышью или клавиатурой, поэтому это действие добавляется вручную.

Совет 3: создание макроса присвоения

Это излюбленный макрос автора. Обычно при определении конструктора значения параметров конструктора необходимо присвоить переменным класса, как в следующем примере:

public Person(String name, String emailAddress) {
	this.name = name;
	this.emailAddress = emailAddress;
}

Если определить следующий макрос и присвоить его сочетанию клавиш ALT+=, то вместо ввода "this.emailAddress = emailAddress;" достаточно ввести "this.e" и нажать CTRL+K для получения "this.emailAddress", а затем ALT+= для ввода остального текста.

Указания по созданию макроса приведены в разделе "Совет 2". Ниже приведен код макроса:

selection-previous-word copy-to-clipboard caret-next-word " = " paste-from-clipboard ";"

После периода первоначального привыкания к макросу ALT+= его использование позволяет вводить текст быстрее, чем какие-либо другие способы.

Совет 4: используйте сокращения

В среду IDE NetBeans встроен широкий спектр сокращений для ввода широко известных слов или даже многострочных конструкций кода. Попробуйте ввести "sout" и нажать клавишу ПРОБЕЛ: при этом автоматически вставляется полное выражение стандартного вывода, т.е.

System.out.println("|");

В среде IDE NetBeans не выводится показанный здесь символ "|"; после замены сокращения в эту позицию помещается курсор.

Встроенные сокращения позволяют экономить время, однако еще более удобна функция определения собственных сокращений.

Для начала можно просмотреть существующие исходные файлы и определить часто используемые конструкции. Типичный пример часто используемой конструкции — конструкция if/throw в этом методе:

public void remove(int lower, int upper) {
	if(lower < 0)
		throw new IllegalArgumentException(
			"Параметр \"lower\" должен быть " +
			"неотрицательным числом."
		);
}

Этот метод начинается с предохранительного выражения, подтверждающего, что первый параметр является допустимым аргументом; в противном случае вызывается исключение IllegalArgumentException.

Поскольку использование подобного предохранительного выражения — разумная и обычная практика, удобно добавить сокращение, которое будет автоматически разворачиваться в конструкцию if/throw. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выберите пункт меню "Сервис > Параметры"
  2. Разверните узлы "Правка", "Параметры настройки редактора" и "Редактор Java".
  3. Нажмите кнопку "..." в ряду, содержащем свойство "Сокращения".
  4. Добавьте сокращение "ill", которое разворачивается в
    if(|)
    	throw new IllegalArgumentException("");
    

Обратите внимание, что в среде IDE NetBeans символ "|" распознается как местоположение курсора после развертывания.

Попробуйте ввести "ill" и нажать ПРОБЕЛ: voila!

Безусловно, можно создать макрос, который вводил бы то же самое, однако важное преимущество сокращений заключается в простоте запоминания: им можно давать мнемонические имена вроде "ill" или даже "illarg" вместо трудных для запоминания сочетаний клавиш вроде "CTRL+ALT+I". Недостаток сокращений заключается в невозможности (по крайней мере, на момент написания статьи) вызова макросов из них.

Совет 5: пользуйтесь шаблонами исходного кода

Весьма простая в использовании функциональная возможность шаблонов среды IDE NetBeans часто игнорируется разработчиками. В случае необходимости создания нескольких файлов исходного кода, содержащих много общих аспектов, следует определить шаблон, содержащий эти общие аспекты.

Например, во многих системах предусмотрены правила определения класса исключения или правила, утверждающие, что все классы, расширяющие класс X, должны содержать определенные методы, переменные, документацию и т.д.

При написании нового класса разработчики часто начинают с пустого шаблона "Класс Java" и пишут все вручную; часто при этом приходится вводить код, уже написанный ранее. Вместо этого следует найти класс, который можно использовать как отправную точку, щелкнуть его узел дерева правой кнопкой мыши и выбрать "Сохранить как шаблон...". Теперь при создании похожего класса достаточно щелкнуть правой кнопкой пакет, в который нужно поместить создаваемый класс, выбрать пункт меню "Новый > Файл/каталог..." и выбрать шаблон.

Определение шаблона на основе существующего исходного файла может привести к добавлению лишнего содержимого, однако после определения шаблона можно убрать ненужный код: выберите пункт меню "Средства > Параметры" и перейдите к шаблону в разделе "Создание исходного кода и управление им". Можно просто щелкнуть правой кнопкой мыши соответствующий узел дерева и выбрать пункт меню "Правка", изменить файл и сохранить его.

Если разработчик предоставляет коллегам интерфейс API, в котором они часто реализуют один и тот же интерфейс, можно помочь им, предоставив вместе с интерфейсом API шаблон исходного кода. Распространение шаблона сводится просто к копированию с одного компьютера на другой. Шаблоны хранятся в папке

"... [домашний каталог пользователя]\.netbeans\4.0\config\Templates\[каталог шаблона]"

Если используется управление версиями, рекомендуется создать набор шаблонов проекта и распространять их через систему управления версиями.

Совет 6: эффективная правка методов получения и установки

При написании компонентов Java масса времени затрачивается впустую на написание и обслуживание тривиальных методов получения и установки. К счастью в среде IDE NetBeans предусмотрена автоматическая генерация этих методов, и в среду IDE даже встроен механизм эффективного управления ими. Начиная с выпуска среды IDE NetBeans 4.0 механизм реорганизации кода поддерживает генерацию стандартных методов получения и установки из переменных класса. Ниже показано создание методов getName и setName:

public class Customer {
  private String name;

    public String getName() {
      return name;
    }

    public void setName(String name) {
      this.name = name;
    }
}
		

Для создания этих методов достаточно объявить свойство name, щелкнуть его правой кнопкой мыши и выбрать пункт всплывающего меню "Реорганизация кода... > Инкапсулировать поля...".

После генерации методов может потребоваться изменить имя свойства "name". Это может оказаться весьма трудоемкой операцией, поскольку слово "name" или "Name" уже упоминается по всему исходному файлу. К счастью в среде IDE NetBeans предусмотрена весьма удобная функциональная возможность "Шаблоны компонентов", позволяющая решить эту проблему. Найдите класс в дереве проекта и разверните соответствующий узел дерева. В среде IDE NetBeans отображается узел с именем "Шаблоны компонентов", содержащий подузел для каждого свойства компонента класса. Этот узел можно переименовать: нажмите клавишу F2 или щелкните узел правой кнопкой мыши и выберите "Переименовать...". При подобном переименовании все необходимые изменения выполняются автоматически.

Функциональная возможность "Шаблоны компонентов" также позволяет эффективно изменять типы свойств. Щелкните правой кнопкой мыши узел дерева компонента и выберите пункт меню "Свойства": откроется окно, содержащее сведения о свойстве. Здесь можно изменить тип, после чего NetBeans изменит исходный код соответствующим образом.

Совет 7: пользуйтесь средством "Исправить выражения импорта"

Буду краток: никогда не пишите выражений импорта. В среде IDE NetBeans 4.0 появилась блестящая функциональная возможность "Исправить выражения импорта", вызываемая сочетанием клавиш ALT+SHIFT+F. Эта функциональная возможность позволяет анализировать исходный код и обнаруживать имена классов, которые еще не импортированы. Если класс X еще не импортирован, и во всем проекте присутствует лишь один класс с именем X, этот класс автоматически импортируется. Если в двух разных пакетах существует два класса X, выводится диалоговое окно с запросом на выбор одного из классов. Функциональная возможность "Исправить выражения импорта" исключительно надежна и удобна, и она также автоматически удаляет выражения импорта, которые больше не используются.

Заключение

Эти советы помогут разработчикам создавать более качественный код с меньшим количеством синтаксических ошибок и за меньшее время. Кроме того, если читатель относится к числу разработчиков, знакомых с болями в пальцах после интенсивной работы над проектами, автоматическое написание кода средой IDE NetBeans — однозначно правильный выбор.

Чем выше степень индивидуальной настройки среды IDE в соответствии с потребностями конкретного проекта, тем быстрее можно реализовать систему. С точки зрения скорости и удовольствия от использования среда IDE NetBeans 4.0 подобна идеальному гоночному автомобилю. Однако как и для гоночного автомобиля, без тюнинга не обойтись. Для индивидуальной настройки среды IDE можно настроить сокращения, макросы и шаблоны в соответствии с потребностями проекта. Велика мощь среды IDE NetBeans 4.0!

Об авторе

основатель датской компании по разработке программного обеспечения ROCK IT и главный разработчик инновационной полностью написанной на Java компонентно-ориентированной системы управления содержимым Puls, полностью разработанной с помощью NetBeans (планируется к выпуску в 2005 г.).

Stop Typing Your Source Code

An introduction to creating source code faster with less typing using NetBeans 4.0.

Preface

Did you know that the keys on a standard keyboard are deliberately laid out in a way which slows down your typing? They are. This layout, called the QWERTY layout, was originally chosen for the first typewriter in 1872 because it kept people from typing so fast the mechanical type bars would collide.

This is just one of many reasons why you should stop typing your source code, or rather, why you should let NetBeans create the source code for you. This article contains a series of tips on how you can write source code faster with NetBeans 4.0 using as little keyboard input as possible.

Tips

Tip 1: Use Word Matching

Once you have typed a word in a source file you can retype this word anywhere by entering the first few letters of it followed by pressing Ctrl+K. This feature is called word matching and it works by looking for words which start with the letters you have just typed. Ctrl+K looks upwards in your source file and Ctrl+L looks downwards.

Once you have written the for loop shown below

for(Person person : personSet) {

}

which iterates through a set of persons, you can place your cursor between the curly braces and type "pe" followed by pressing Ctrl+K. NetBeans will immediately suggest the word "personSet" as it is the nearest word which starts with "pe", and pressing Ctrl+K a second time will make NetBeans suggest "person" which is the second nearest word.

In fact, in this special case you do not even have to type "pe" � just pressing Ctrl+K inside the loop will also automatically type the identifiers "personSet" and "person"; this works because these two identifiers are the first words encountered when NetBeans searches upwards in the source file. However, had you written ten words between the top of the loop and the cursor, just pressing Ctrl+K would make NetBeans cycle through all those ten words before finally suggesting "personSet" and then "person". In this case, typing "pe" before pressing Ctrl+K helps by making NetBeans skip all words which do not start with "pe".

Should you accidentally press Ctrl+K too many times and reach a word which is placed before the word you want, just press Ctrl+L a few times and NetBeans will move onwards to the word you missed. Finally take note that this feature works everywhere in all kinds of files � in fact it is quite handy in XML files where you can use it to type the names of tags already present in the file.

Tip 2: Create an Identifier Macro

Writing long identifier names makes code more readable. Remembering that an identifier called "i" actually identifies an instance of type "Invoice" and not an "Iterator" or an "ItemListener" can be hard, especially in lengthy methods; if it had not been for all the typing involved, a name like "invoice" would have been a better choice. Now, if only we could make NetBeans write "invoice" for us, there would be no reason to choose "i". This section presents a macro which does just that.

Imagine the cursor is placed right after "Invoice" (denoted with a "|") in the code below:

public class Order {
	public void setInvoice(Invoice |) {

	}
}

When triggering the macro NetBeans will automatically type "invoice" by using the type name "Invoice" already present in your code. The macro simply retypes the previous word and changes the first letter of the retyped word to lower case. Now, once you have made NetBeans type the first occurrence of the word "invoice" remember to use the word matching feature (Alt+K) explained in "Tip 1" to retype the identifier.

Creating the macro is done by following these five steps:

  1. Select the menu "Tools > Options"
  2. Expand "Editing" and "Editor Settings"
  3. Select "Java Editor"
  4. Look at the right half of the window for the property called "Macros" and click the "..." button to the far right.
  5. Add a new macro named "Type identifier name using previous word" containing the following macro code (simply copy it from here):
    selection-previous-word copy-to-clipboard
    caret-next-word " " paste-from-clipboard caret-previous-word
    selection-forward to-lower-case caret-next-word
    

Finally click the OK button of the "Macros" window to close it but keep the "Options" window open - you need it in order to create a shortcut key combination for your new macro:

  1. Open the "Key Bindings" window by clicking the "..." button of the property named "Key Bindings"
  2. Click "Sort by Name" and select your new macro which will listed under the name "macro-Type identifier name using previous word"
  3. Add the "Alt+N" shortcut by clicking the "Add" button.

When creating macros you would normally use the macro recording feature which let you record mouse and keyboard gestures and save them as a macro. However, the macro shown here contains the "to-lower-case" action and this action is not yet represented by a mouse or keyboard gesture, so you need to add this action manually.

Tip 3: Create an Assignment Macro

This is one of my favourite macros! Usually when you define a constructor you need to assign the value of the constructor parameters to class variables as in this example:

public Person(String name, String emailAddress) {
	this.name = name;
	this.emailAddress = emailAddress;
}

If you define the following macro and bind it to Alt+=, instead of typing "this.emailAddress = emailAddress;" you� can simply type "this.e" followed by Ctrl+K to get "this.emailAddress" followed by Alt+= which will type the rest.

See "Tip 2" for instructions on how to create the macro. Here is the macro code:

selection-previous-word copy-to-clipboard caret-next-word " = " paste-from-clipboard ";"

Once you get into the habit of using the Alt+= macro you will find it to be way faster than anything else.

Tip 4: Use Abbreviations

NetBeans has a long range of built in abbreviations for typing well-known words or even multi-line code constructs. You can try this out by typing "sout" followed by pressing the Space bar � this will make NetBeans type a complete standard output statement for you, i.e.

System.out.println("|");

NetBeans does not type a "|" character as shown, rather the IDE places your cursor at that location after the abbreviation has been replaced.

The built in abbreviations are a real time saver, but you can benefit even more from the abbreviations feature by defining your own custom abbreviations.

A good way to start is by looking through your existing code files and locating code constructs which you use frequently. A typical example of a frequently used construct could be the if/throw construct found in this method:

public void remove(int lower, int upper) {
	if(lower < 0)
		throw new IllegalArgumentException(
			"Parameter \"lower\" has to be a " +
			"non-negative number."
		);
}

This method starts with a guardian statement which asserts that the first parameter is a legal argument � if not, an IllegalArgumentException is thrown.

Since placing such guardian statement is good, common practice, you can benefit from adding an abbreviation which NetBeans will expand to the if/throw construct. This can be done as follows:

  1. Select the menu "Tools > Options"
  2. Expand the nodes "Editing", "Editor Settings", and "Java Editor"
  3. Click the "..." button of the row containing the property "Abbreviations"
  4. Add an abbreviation called "ill" which expands to
    if(|)
    	throw new IllegalArgumentException("");
    

Note that NetBeans understands the use of the "|" character to indicate where the cursor should be placed after the expansion.

Now try typing "ill" and pressing Space - voila!

Of course you could create a macro which types exactly the same thing, but an important benefit of abbreviations is the fact that they are easy to remember because you can give them mnemonic names like "ill" or even "illarg" instead of cryptic keyboard combinations like "Ctrl+Alt+I". The downside to abbreviations is they cannot trigger a macro � at least not yet...

Tip 5: Use Source Templates

The really easy-to-use template feature of NetBeans is completely overlooked by many developers. If you need to create many source files which have many aspects in common you should define a template containing these common aspects.

For instance, in many systems you have rules for how an exception class should be defined or rules which say that all classes extending class X should contain certain methods, variables, documentation or the like.

When writing a new class, what many developers do is to start out from the empty "Java Class" template and write everything by hand; often this involves typing code which you have written before. Instead you should find a class which is a good starting point, right-click its tree node and select "Save As Template...". Now, whenever you need to create a similar class you just right-click the package in which the new class should be placed, select the menu item "New > File/Folder..." and choose the template.

Defining a template from an existing source file might actually give you more content than needed, but once the template has been defined you can customize it to remove any unnecessary code by selecting the menu item "Tools > Options" and locating the template under "Source Creation and Managent". You simply right-click its tree node and select "Edit", edit the file, and save it.

If you provide an API to your co-workers in which they need to implement the same interface quite often, you could help them by providing a source template along with your API. Sharing a template is as simple as copying it from one machine to the next. The templates are stored in the folder

"... [user home dir]\.netbeans\4.0\config\Templates\[your template folder]"

If you use versioning, I warmly recommend creating a set of project templates and sharing them through your versioning system.

Tip 6: Edit Getters and Setters Efficiently

If you write Java beans by hand a huge amount of time might be wasted on writing and maintaining the trivial getter and setter methods. Fortunately, NetBeans can both generate these methods for you, and the IDE even has a built in mechanism for maintaining them efficiently. Since NetBeans 4.0 the refactoring mechanism has supported generating default getter and setter methods from a class' variables. To create the getName and setName methods shown here

public class Customer {
  private String name;

    public String getName() {
      return name;
    }

    public void setName(String name) {
      this.name = name;
    }
}
		

all you have to do is to declare the name property, right-click it, and select the popup menu item "Refactor... > Encapsulate Fields...".

Once the methods have been generated, you might want to change the name of the property "name". This could potentially involve quite a lot of typing, since the word "name" or "Name" is now scattered all over your source file. Luckily, NetBeans has a really nice feature called "Bean Patterns" which solves this problem. If you locate your class in the Project tree and expand its tree node, NetBeans displays a node called "Bean Patterns" which contains a subnode for each bean property of the class. This node can be renamed by hitting either F2 or by right-clicking and selecting "Rename...", and if you rename your property this way, NetBeans will make all the necessary changes for you.

The Bean Patterns feature also allows you to change the property's type efficiently. If you right-click the property's tree node and select the popup menu item "Properties", this opens a window containing information about the property. Here you can change the type and NetBeans will alter your source code accordingly.

Tip 7: Use the "Fix Imports" Tool

In brief: You should never write import statements. NetBeans 4.0 has introduced a really brilliant feature called "Fix Imports" accessible by the keyboard combination Alt+Shift+F. This feature analyses your source code and looks for class names which are not yet imported. If a class X has not been imported yet and only one class in your whole project is called X, NetBeans will import this class automatically. If two classes in two different packages are named X, NetBeans will bring up a dialog asking which class you prefer to import. "Fix Imports" works extremely well, and it automatically removes imports which are no longer used.

Conclusion

By using these tips you will soon find yourself producing better code with less syntactical errors in less time. Also, if you are among the many developers who have experienced aching fingers in coding intensive projects, making NetBeans write the code for you is definitely the way to go.

The more you customize the IDE to fit your project's specific needs the faster you can implement your system. NetBeans 4.0 is like the perfect racing car - fast and fun to ride. But just like the racing car, tuning it is essential. Tune the IDE by customizing the abbreviations, macros, and templates to fit your project's specific needs and unleash the true power of NetBeans 4.0!

About the Author

is the founder of the Danish software company ROCK IT, and the mastermind behind the groundbreaking, all-Java, component oriented content management system Puls, which is developed entirely with NetBeans (to be released in the spring 2005).

By use of this website, you agree to the NetBeans Policies and Terms of Use. © 2013, Oracle Corporation and/or its affiliates. Sponsored by Oracle logo