Исследование практического применения средства профилирования NetBeans


1. Введение

Средство профилирования NetBeans основано на разработанной Sun технологии профилирования, известной как Jfluid. Jfluid — отличное средство. Оно позволяет обнаруживать утечки памяти и узких мест производительности в приложениях Java. Технология Jfluid находится в процессе интегрирования в NetBeans. На данный момент ей можно воспользоваться в среде IDE NetBeans 4.0. В этой статьи использована сборка средства профилирования третьего этапа разработки. Задача статьи заключается в передаче опыта использования средства профилирования для совершенствования приложений. Автор, однако, может только указать на дверь. Войти в нее читателю придется самостоятельно.

Если читатель не обладает опытом использования средства профилирования NetBeans, рекомендуется сначала перейти по следующему адресу URL. Настройке средства профилирования посвящено несколько документов.


2. Способ определения утечки памяти

Ниже приведены принципы определения утечки памяти с помощью средства профилирования. Определение утечки памяти выполняется поэтапно.

  • Контролируйте размер "кучи" и тенденции к его изменению.
  • Если используемый размер "кучи" продолжает увеличиваться, проверьте, какой объект занимает больше всего объема размер "кучи" виртуальной машины.
  • Обратите внимание, где распределяется и освобождается память для объекта.
  • Проверьте правильность распределения и освобождения памяти проекта в коде по месту.

Как выполнить описанные выше действия с помощью средства профилирования? Рассмотрим несколько графиков средства профилирования.

График "кучи" в окне "Средство профилирования"

Сначала рассмотрим окно "Средство профилирования" под другими окнами среды IDE NetBeans. На левом рисунке показан график размера "кучи" и занятого размера "кучи". На нем можно наблюдать изменение размера "кучи" и занятого размера "кучи" в ходе выполнения приложения. Если занятый объем "кучи" увеличивается с течением времени, то, вероятно, имеет место утечка памяти.

Обнаружение утечек памяти

На рисунке выше кратко объясняется использование памяти в виртуальной машине. В этом случае занятый объем "кучи" на левом графике относительно стабилен. Он не растет со временем.

График активных объектов

Рассмотрим график памяти и выясним, какой объект занимает наибольший объем памяти. В поле "Активные байты" на графике показан размер памяти, используемый каждым из объектов. В поле "Активные объекты" указано количество объектов в "куче" виртуальной машины. По этим значениям можно определить, какой объект занимает память. Рассмотрим также поле "Поколения". В этом поле отображается число пережитых поколений. Если объекты класса остаются выделенными и не освобождаются, количество "поколений" продолжает расти. Это типичная утечка памяти, о чем и сообщает поле.

В примере "График памяти активных объектов" выше наибольший объем памяти занят объектом HashMap$Entry. Однако число в поле "Поколения" невелико. Сложно сделать вывод о наличии или отсутствии утечки памяти. Придется продолжать выполнение приложения и следить за использованием памяти.

Обратный граф вызовов

Если какой-либо объект вызывает подозрения, обратимся к обратному графу вызовов. Он позволяет определять, где выделены объекты, занимающие память. Таким образом можно получить представление о том, что следует искать в коде Java.

На рисунке выше показан обратный граф вызовов для объекта "char". Граф показывает, что "char" выделяется в методе StringBuffer.expandCapacity(int). Обратный граф вызовов позволяет определить, где выделяется рассматриваемый объект. После этого можно обратиться к исходному коду по месту.


3. Практическое исследование: обнаружение утечки памяти

В этом разделе рассмотрим обнаружение утечки памяти с помощью средства профилирования. Средство профилирования NetBeans обладает функциональными возможностями профилирования активного состояния объектов (путем записи создания и сборки мусора для объекта). Отображается статистика выделения и освобождения объектов, по которой можно обнаружить проблемы с памятью.

Пример кода

Для демонстрации обнаружения утечки памяти с помощью средства профилирования воспользуемся следующим примером кода.

[Пример кода TestHash]


/*
 * Main.java
 *
 * Created on 2005/01/06, 11:00
 */

package memoryleak;

import java.util.*;
import java.io.*;

/**
 *
 * @author root
 */
public class Main {
    Hashtable hashtable = new Hashtable();
    Square sq[] = new Square[10];
   
    /** Создание экземпляра Main */
    public Main() {        
        
    }
    
    /**
     * @param args параметры командной строки
     */
    public static void main(String[] args) {
        // TODO прикладная логика
        Main testhash = new Main();   
        for(int i=0; i<100000; i++) {
            testhash.create(i);  
            testhash.use(i);    
            testhash.release();
        }
    }
    
    // Создание объектов Square.
    void create(int i) {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            long index = j+i*10;
            sq[j] = new Square(index);
            hashtable.put(sq[j].num, sq[j]);
        }
    }
    
    // Использование объектов Square.
    void use(int i) {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            System.out.print(((Square)(hashtable.get(sq[j].num))).square + " ");
        }
        System.out.println();
    }
    
    void release() {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            sq[j] = null;
        }
    }
    
}

class Square {
    String num;
    String square;
    public Square(long num) {
        this.num = new Long(num).toString();
        this.square = new Long(num*num).toString();
    }
}

Предположим, что код работает следующим образом, хотя внимательный читатель мог уже заметить проблему в примере кода. :)

  • Создание объектов Square.
  • Сохранение созданных объектов Square в Hashtable.
  • Освобождение объектов Square после использования.

В конечном итоге объекты Square освобождаются, поэтому кажется, что утечки памяти нет.

Проблема: OutOfMemoryError

Теперь выполним исходный код. В случае отсутствия проблем должны быть выведены квадраты чисел с 1 по 999999. Вот результат выполнения.

[Результат выполнения]


0 1 4 9 16 25 36 49 64 81 
	:
	вырезано
	:
179411544900 179412392041 179413239184 179414086329 179414933476 
179415780625 179416627776 179417474929 179418322084 179419169241 
Exception in thread "main" java.lang.OutOfMemoryError

К сожалению, приложение завершается с исключительной ситуацией OutOfMemoryError.

Использование средства профилирования

Почему приложение завершается с исключительной ситуацией OutOfMemoryError? Нетрудно понять, что приложение исчерпало "кучу" виртуальной машины, поскольку выдается ошибка OutOfMemoryError. Однако как это произошло, и какой объект вызвал ошибку?

Пришло время обратиться к средству профилирования NetBeans. С его помощью можно выполнить профилирование выделения и освобождения объектов. Для запуска средства профилирования выберите главный класс приложения в окне "Проводник" и выберите "Профилирование -> Профилирование файла..."

Затем выберите "Анализ использования памяти". Выберите "Записывать создание и сборку мусора объектов".

График "кучи" в окне "Средство профилирования"

Приложение запускается вместе со средством профилирования. Для просмотра статистики профилирования выберите пункт меню "Профилирование -> Получить текущие результаты". В первую очередь обратите внимание на окно "Средство профилирования" внизу общего окна. В графике "Куча" в окне "Средство профилирования" видно, что используемый объем "кучи" (показан фиолетовым цветом) продолжает расти. Таким образом, вероятно, имеет место утечка памяти.

[Рисунок текущих результатов]

Общее окно Netbeans

График активных объектов

Затем рассмотрим "График активных объектов" на рисунке выше. Большая часть объема памяти занята четырьмя объектами. Это объекты char[], String, Hashtable$Entry и Square. Затем рассмотрим поле "Поколения" на рисунке выше. Значение этого поля фактически является признаком утечки памяти. Если это значение стабильно растет, вероятно, имеет место утечка памяти. Для всех четырех объектов значение в поле "Поколения" высокое. 51. Значительный контраст с остальными объектами, для которых значение равно 1. Высокое значение заставляет подозревать, что объекты не освобождаются надлежащим образом, и имеет место утечка памяти.

Обратный граф вызовов

Теперь рассмотрим обратный граф вызовов для объекта "char" в верхней части списка. Для этого достаточно дважды щелкнуть элемент объекта "char".

[Обратный граф вызовов объекта char]

Общее окно Netbeans

В соответствии с обратным графом вызовов некоторые объекты "char" созданы в String.<init>, но не освобождены. Поскольку объект "char", созданный в Square.<init>, обладает таким же значением полей "Активные объекты" и "Выделенные объекты". Теперь рассмотрим обратный граф вызовов объекта "String".

[Обратный граф вызовов объекта String]

Общее окно Netbeans

Ситуация такая же, как и с объектом "char". Некоторые из объектов "String" созданы в Long.toString(), но не освобождены. Количество "выделенных" и "активных" объектов "String", созданных в Long.toString(), одинаково. Почему эти объекты не освобождены? Подсказка кроется в списке активных объектов. В этом списке объект "Hashtable.$Entry" также обладает высоким значением поля "Поколения". Объект "Hashtable.$Entry" остается активным, пока не будет вызван метод Hashtable.remove(). В объекте "Hashtable.$Entry" содержатся объекты, сохраненные в Hashtable. Следовательно, можно предположить, что объекты, сохраненные в Hashtable, не освобождены должным образом.

Рассмотрим код по месту.

Затем перейдем к исходному коду программы-примера.

[Отрывок исходного кода]


    void release() {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            sq[j] = null;
        }
    }

Отлично! Мы вплотную приблизились к корню проблемы. Объекты "Square" совершенно правильно устанавливаются в "null". Однако мы, кажется, забыли освободить эти объекты "Square" в Hashtable. Все дело в Hashtable. В объекте "Square" есть объект "String". Объекты "String" в объектах "Square", очевидно, остаются в "куче". Для решения проблемы изменим метод "release" в исходном коде следующим образом.

[Измененный исходный код]


    void release() {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            hashtable.remove(sq[j].num);  /* добавлено */
            sq[j] = null;
        }
    }

Теперь выполним исправленную программу.

[Результат]


0 1 4 9 16 25 36 49 64 81 
 :
вырезано
 :
999980000100 999982000081 999984000064 999986000049 999988000036 
999990000025 999992000016 999994000009 999996000004 999998000001 

Ура! Программа завершилась без ошибок. Функциональная возможность контроля использования памяти, предоставляемая средством профилирования NetBeans, позволяет глубже разобраться в утечках памяти.


4. Заключение

Рассмотрена методология и пример практического применения средства профилирования NetBeans для обнаружения утечек памяти. Опробуйте последний выпуск средства профилирования NetBeans. Это средство позволяет анализировать проблемы с выделением памяти в виртуальной машине. Надеемся, что средство профилирования NetBeans пополнит набор средств каждого разработчика.


By use of this website, you agree to the NetBeans Policies and Terms of Use. © 2013, Oracle Corporation and/or its affiliates. Sponsored by Oracle logo

Case Study of NetBeans Profiler


1.Introduction

NetBeans profiler is based on the profiling technology known as Jfluid that Sun has developed. I like Jfluid. It helped me detect memory leak and performance bottleneck in several Java applications. The Jfluid technology is being integrated into NetBeans. Now, we can try it with NetBeans 4.0. In this article, I use Profiler Milestone 3 build. I would like to share my experience how it helps developers improve their applications. I can only show you the door. You have to walk through it.

If you are new to NetBeans Profiler, please first visit the following URL. There are several documents for setting up Profiler.


2. Method of detecting memory leak issues

Here are the principles of detecting memory leak issues with Profiler. Detecting a memory leak is done by the following steps.

  • Monitor JVM heap size and its trend.
  • If the used heap size continues to increase, check which object occupies most of JVM heap.
  • Look at how/where the object is allocated and released.
  • Check if the object is allocated and released appropriately in the inline code.

How do I complete the above steps with Profiler? We can do by looking at the several graphs of Profiler.

Heap graph in 'Profiler' window

First, let's look at the 'Profiler' window that is located at the bottom of Netbeans windows. The left figure is the graph of Heap size and used heap. Then you can see how heap size and used heap have been changed through your application execution. If used heap is increasing over time, it has possibly a memory leak problem.

Memory leak detection

The figure above briefly explains how JVM uses memory. In this case, used heap in the left graph is relatively stable. Because it does not keep growing over time.

Live Objects Memory graph

Next, let's look at the memory graph to see which object is occupying the most of memory. In 'Live Bytes' field, the graph shows the memory size used by each objects. 'Live Objects' field represents the number of objects which are in JVM heap. According to them, We can see which object occupies memory. Please also look at the 'Generations' field. 'Generations' represents number of survived generations. If objects of a class continue to be allocated over time and are not released, the number of 'Generations' will keep growing. This is a typical memory leak situation, and the field will tell you that.

In above 'Live Objects Memory graph' example, HashMap$Entry occupies more area of memory. However, the number in 'Generations' field is low. It's hard to conclude if there is a memory leak. We need to run the application longer time and monitor the memory usage.

Reverse call graph

If there is any suspicious object, then, let's look at the reverse call graph. It helps us to see where the objects that are occupying memory are allocated. It will give us ideas what we should look at in our java code.

The above figure shows a reverse call graph of 'char' object. The graph indicates that 'char' is allocated in StringBuffer.expandCapacity(int) method. By reverse call graph, we can specify where the object in question is allocated. Then we look at the inline code at the place.


3.Case Study: Detecting A Memory Leak

Next, let me introduce a case study of detecting a memory leak problem with Profiler. NetBeans Profiler has the functionality of object liveness profiling (Record both object creation and garbage collection). It will show you the statistics of allocating and deallocating objects to help you detect any memory issue.

Sample code

To demonstrate detecting a memory leak with Profiler, I use the following sample code.

[TestHash Sample Code]


/*
 * Main.java
 *
 * Created on 2005/01/06, 11:00
 */

package memoryleak;

import java.util.*;
import java.io.*;

/**
 *
 * @author root
 */
public class Main {
    Hashtable hashtable = new Hashtable();
    Square sq[] = new Square[10];
   
    /** Creates a new instance of Main */
    public Main() {        
        
    }
    
    /**
     * @param args the command line arguments
     */
    public static void main(String[] args) {
        // TODO code application logic here
        Main testhash = new Main();   
        for(int i=0; i<100000; i++) {
            testhash.create(i);  
            testhash.use(i);    
            testhash.release();
        }
    }
    
    // Create Square objects.
    void create(int i) {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            long index = j+i*10;
            sq[j] = new Square(index);
            hashtable.put(sq[j].num, sq[j]);
        }
    }
    
    // Use Square objects.
    void use(int i) {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            System.out.print(((Square)(hashtable.get(sq[j].num))).square + " ");
        }
        System.out.println();
    }
    
    void release() {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            sq[j] = null;
        }
    }
    
}

class Square {
    String num;
    String square;
    public Square(long num) {
        this.num = new Long(num).toString();
        this.square = new Long(num*num).toString();
    }
}

Assume the code works in the following way, although you may already notice the problem of this sample code. :)

  • Create Square objects.
  • Store created Square objects in Hashtable.
  • Release Square objects after using them.

Finally, it releases Square objects, so it seems to have no memory leak issue.

Problem: OutOfMemoryError

Now, let's run the sample code. If there is no problem, it should display the square of numbers through 1 to 999999. Here is the execution result.

[Execution Result]


0 1 4 9 16 25 36 49 64 81 
	:
	snip
	:
179411544900 179412392041 179413239184 179414086329 179414933476 
179415780625 179416627776 179417474929 179418322084 179419169241 
Exception in thread "main" java.lang.OutOfMemoryError

Unfortunately, the application is terminated due to OutOfMemoryError Exception.

Use Profiler

Why the sample application was terminated due to OutOfMemoryError? We can guess the application exhausted the jvm heap, because it is OutOfMemoryError. However, how and which object causes this error?

This is the time to use NetBeans Profiler. It profiles allocating and deallocating new objects. To run the profiler, select the application's main class in the Explorer window and choose Profile -> Profile File...

Then, choose Analyze Memory Usage. Choose Record both objects and garbage collection.

Heap graph in 'Profiler' window

The application is running with the Profiler. To see the profiler statistics, choose Profile -> Get Current Results. As the first step, look at 'Profiler' window at the bottom of whole window. In Heap graph in 'Profiler' window, we can see the size of used heap (purple color) continue to grow. So, it has possibly a memory leak problem.

[Current Results image]

Entire Netbeans Window

Live Objects Memory graph

Next, look at the Live Objects Memory graph in the above figure. There are four objects that occupy the most of memory. They are char[], String, Hashtable$Entry and Square. Also look at the 'Generations' field in the above figure. This field essentially represents the sign of a memory leak. If this number is increasing steadily, it likely means the existence of a memory leak. The four objects have a higher number in the Generations field. They are 51. By contrast, others are 1. Due to the higher number, I suspects they have not been released correctly and caused a memory leak.

Reverse call graph

Now, let's look at the reverse call graph of the 'char' object which is at the top of the list. You can do it by double-clicking the 'char' object item.

[Reverse call graph of char]

Entire NetBeans window

According to the reverse call graph, it seems that some of 'char' objects were created in String.<init>, but have never been released. Because 'char' created in Square.<init> has the same number in both 'Live objects' and 'Allocated objects' fields. Now, let's look at the reverse call graph of 'String' object.

[ Reverse call graph of String]

Entire NetBeans window

There is a similar situation to 'char'. Some of 'String' objects were created in Long.toString(), but have not been released. 'String' created in Long.toString() has the same number of Live and Allocated objects. Why these objects have never been released? The clue is in the list of live objects. In the list, 'Hashtable.$Entry' object also has higher Generations field. 'Hashtable.$Entry' is alive till Hashtable.remove() is called. And 'Hashtable.$Entry' has objects which are stored in Hashtable. Therefore, we can guess that objects which are stored in Hashtable have not been released appropriately.

Look at the inline code.

Then, let's go back to the source code of the sample program.

[Excerpt of source]


    void release() {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            sq[j] = null;
        }
    }

Good! Now, we are very close to the root cause. 'Square' objects are correctly set to 'null'. However, we seemed to forget to release these 'Square' objects in Hashtable. The Hashtable has you. We can see a 'Square' object has a 'String' object. 'String' objects in 'Square' objects seem to remain in heap. To resolve this issue, I modify the 'release' method in the source code in the following way.

[Modified source]


    void release() {
        for(int j=0; j<10; j++) {
            hashtable.remove(sq[j].num);  /* added */
            sq[j] = null;
        }
    }

Let's run the corrected sample program.

[Result]


0 1 4 9 16 25 36 49 64 81 
 :
snip
 :
999980000100 999982000081 999984000064 999986000049 999988000036 
999990000025 999992000016 999994000009 999996000004 999998000001 

Wow, We see the sample program finished without any error. With the functionality of monitoring memory usage, NetBeans Profiler allows us to dig into the cause of memory leak problem.


4.Summary

I introduced a methodology and a case study of NetBeans Profiler to detect memory leak issues. Try latest NetBeans Profiler. It will help you analyze JVM memory issues. May the NetBeans Profiler with you.


By use of this website, you agree to the NetBeans Policies and Terms of Use. © 2013, Oracle Corporation and/or its affiliates. Sponsored by Oracle logo